Восстановление аккумулятора ноутбука

Еще не так давно персональный настольный компьютер был атрибутом роскоши, но технологии шагают вперед, а на смену ПК приходят смартфоны, планшеты и ноутбуки. Теперь мобильность — атрибут любого человека.

Если функционал смартфонов и планшетов сильно ограничен, то ноутбук полностью заменяет обычный домашний компьютер. Его можно брать с собой в отпуск или командировку, в университет и даже в самолет. При условии работающего аккумулятора, конечно. Вышедшая из строя батарея делает из нормального ноутбука обычный настольный — никакой мобильности. А стоит ли сразу покупать новую АКБ или ее можно восстановить своими руками, можно узнать из нашей статьи.

Когда это нужно?

Перед тем как мы перейдем к конкретной инструкции, нужно разобраться в том, нужен ли аккумулятору ремонт в принципе. Для этого нужно протестировать батарею.

Говорить будем о ноутбуках с литиевыми аккумуляторами, т.к этот вид самый распространенный.

В большинстве случаев аккумуляторные батареи лаптопов состоят из 4-8 банок, зарядкой которых управляет специальный контроллер. Выглядит это как печатная плата с микросхехмами, подключенная к отдельным деталями АКБ.

Компании-производители литиевых батарей заверяют, что срок службы составляет 400-500 циклов заряд-разряда. Такого количества рядовому пользователю хватает на 3-4 года, но если Вы пользуетесь ноутбуком слишком интенсивно — ресурс израсходуется всего за два. Когда батарея вырабатывает свой полный ресурс, вместительность снижается в два раза, а время автономной работы устройства составляет 1 час.

Восстановление возможно тогда, когда отдельные банки (одна или несколько) уже исчерпали свой ресурс. Другие составляющие, включая контроллер, при этом полностью исправны. Вернуть нормальную работу можно с помощью “перепаковки” АКБ — мы просто разбираем аккумулятор, заменяем отработавшие банки на новые и собираем обратно.

Другая причина неисправности — полный разряд. При нем все банки исправны вместе с контроллером, но из-за низкого напряжения последний блокирует зарядку, т.к считает, что элементы сломаны. Такое случается, если надолго оставить заряд на нуле или регулярно оставлять ноутбук в минусовых температурах. Например, в машине зимой.

Чтобы решить проблему, достаточно использовать специальную зарядку с балансировкой — она есть в любом сервисном центре. Когда это не помогает, каждая банка заряжается отдельно.

Неисправности контроллера это одна из немногих проблем, которую невозможно решить в домашних условиях. Это из-за сложностей в диагностике. Для определение конкретной проблемы необходимо специальное оборудование.

Что нам понадобится при ремонта?

Запаситесь всем необходимым перед началом восстановления. Всего нужны 6 вещей:

  • Мультиметр — универсальный прибор для измерения сопротивления и напряжения. С его помощью можно понять, оборвались ли провода под изоляцией, и в каком именно месте
  • Отвертка, нож или что-то другое, с чем Вы сможете разобрать корпус аккумуляторной батареи.
  • Клей и изолента. Нужно будет, чтобы собрать корпус аккумулятора обратном после восстановления;
  • Литиевые элементы, аналогичные старым по характеристикам. Придется прошерстить интернет на поиск новых батарей, которую используем в качестве донора для старой
  • Паяльник, флюс, припой;
  • Зарядка с функцией балансировки. Подойдет IMAX B6, например.

Если получится достать все эти инструменты в купе с похожими литиевыми аккумуляторами, трудностей с восстановлением не возникнет. На все уйдет полдня работы, в зависимости от прямоты рук.

Разборка и диагностика

Перед ремонтом необходимо продиагностировать. Для этого разбираем аккумуляторную батарею и проверяем ее отдельные составляющие.

Обратите внимание! Этот этап сложный. АКБ — это по сути расходный материал, так что производитель совсем не волнуется о ремонтопригодности и возможности разборки.

Корпус чаще соединяется с помощью проклейки. Для разбора нужен нож или другие подручные инструменты. Придется ковыряться, что точно отразится на внешнем виде аккумулятора, но главное — не задеть внутренности.

Чтобы процесс шел быстрее, подогрейте швы феном и осторожно постучите по нему молотком. Важно разогревать именно шов, оставляя саму батарею нетронутой — литиевые элементы плохо переносят термальное воздействие. Когда швы ослабнут, можно вскрывать корпус острым инструментом. Здесь главное не проткнуть сами литиевые банки и контроллер.

Если батарея на защелках — Вам повезло. Работать с ними проще, но такие встречаются очень редко. В худшем случае корпус выполнен из цельного пластика без швов. Постарайтесь докопаться до содержимого, аккуратно распелив последний.

Итак, корпус вскрыт. Теперь проверьте его внутренности на предмет дефектов. В первую очередь осматриваем плату контроллера — в идеале не должно быть никаких повреждений и выгоревших элементов. Сами банки не должны быть деформированы. Потекшая, вздутая или поврежденная банка нуждается в замене.

Обратите внимание! Если меняете аккумуляторы, которые уже исчерпали свой срок службы, меняйте все банки разом.

С визуальной диагностикой закончили, беремся за измерения мультиметром. Измерьте напряжение на выводах из АКБ. Если проблема в глубоком разряде и блокировке банок контроллером — напряжение должно быть. Хоть маленькое, но должно. Если нет напряжения — контроллер вышел из строя.

В этом случае помогает балансировка. Беремся за паяльник и отсоединяем от контроллера провода, идущие от сборок. Когда закончили, подключите к заряднику в режиме балансировки. На плате также стоит найти точки балансировки и подключить устройство.

Обратите внимание! Не факт, что этот способ сработает. В случае неудачи разбирайте и восстанавливайте каждый элемент в отдельности.

Замена АКБ

Перед заменой элементов батареи необходимо нарисовть схему соединения. Отразите в схеме расположение выводов плюса и минуса, места пайки и подключение к контроллеру. При наличии термодатчика обозначьте также место его припайки.

Обратите внимание! Важно, чтобы новые аккумуляторные банки в точности повторяли старые по параметрам. Для этого смотрите на маркировку.

Самые распространенные — цилиндрические литиевые батареи с напряжением в 3,7 вольт и емкостью 2200мАч. Элементы разных моделей ноутбуков отличаются, даже если производитель один и тот же. Так, например, возможно напряжение в 3,6 вольт, емкости 1100, 2600, 2400мАч и другие.

Работа с контроллером

В некоторых случаях контроллер “запоминает” количество пройденных циклов заряда-разряда. Если емкость старых элементов составляла 2600мАч, а спустя пару лет работы только 200, контроллер помнит эти данные и не принимает вместительность новых батарей.

Чтобы справится с проблемой, понадобится перепрошивка. Вручную ее можно осуществить с помощью специальной программы — Battery EEPROM Works. Микросхема EEPROM подключается к заряднику, нажимается кнопка Reset, а ПО делает всю оставшуюся работу за Вас. В результате накопленные данные сбрасываются, база обнуляется и контроллер видит реальную вместительность банок.

Производитель соединяет составляющие аккумулятора методом точечной сварки. Дома повторить технологию не получится, поэтому будем паять. Используйте обычные медные провода вместо ленты, а порядок крепления постоянно сверяйте с нарисованной схемой. Если после разборки лента сохранилась, можно использовать ее.

Обратите внимание! Паяйте быстро. Перегрев противопоказан литиевым элементам.

Когда с соединением банок закончено, можно переходить к контроллеру и термодатчикам.

Собираем все это обратно

Все элементы АКБ спаяны, контроллер с термодатчиком подключен. Начинаем измерять напряжение с помощью мультиметра — оно должно быть приближено к номиналу аккумулятора. Если все в порядке, собираем в корпус. Помещаем все, как было, берем универсальный клей для пластика и обрабатываем место швов. Если не удается склеить, используем изоленту. С аккумуляторной батареей на защелках проблем вообще не должно возникнуть.

Эксплуатация АКБ ноутбука

Готово. Можно смело вставлять в ноутбук и использовать по назначению. Также рекомендуем раскачать АКБ, произведя пару циклов заряд-разряда. Чтобы батарея служила дольше, пользуйтесь следующими советами:

  • При первом использовании желательно дождаться 100% заряда батареи, а только потом выключать ноутбук.
  • Для раскачивания АКБ хватает 3-х циклов. Не оставляйте батарею в до освнования разряженном состоянии надолго;
  • Слегка ограничьте допустимый уровень заряда — сделать это можно программным методом;
  • Не оставляйте ноутбук подсоединенным к сети в выключенном состоянии. Делайте это только тогда, когда заряд неполный.
  • Используйте автономную работу тогда, когда подключится к сети невозможно. Так вы сэкономите циклы.

Надеемся, статья оказалась полезной для Вас. Делитесь опытом разборки в комментариях и оставайтесь с нами, чтобы узнавать больше интересного про принципы работы с аккумуляторными батареями.